Законодательная база ДО


Предлагаем Вашему вниманию полезную информацию:

Что изменилось в Федеральной образовательной программе дошкольного образования в 2023 году

И каковы основные цели новой программы

https://journal.tinkoff.ru/guide/fop-do/?ysclid=luo94tp5vr345295792

НОРМАТИВНО-ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(для родителей)

Законодательная база предоставления услуг дошкольного образования детей в Российской Федерации
(выдержки из нормативных документов)
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (вступил в силу 01 сентября 2013 года)
Статья 2. Участники образовательных отношений — обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Статья 5. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с ФГОС дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего обра­зования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Статья 42 п. 3. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывает­ся детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей)'.
Об организации различных форм присмотра и ухода за детьми
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 августа 2013 года № 08-1049
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который вступает в силу с 1 сентября 2013 года (далее — Закон), присмотр и уход за детьми — это «комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня» (пункт 34 статьи 2).
Закон разделил функции по предоставлению бесплатного общедоступного дошкольного образования и функции по осуществлению присмотра и ухода за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и вне таких организаций (в форме индивидуальной де­ятельности, гувернерства, патроната, в дошкольных группах присмотра и ухода на базе родитель­ских сообществ, в семейных дошкольных группах и иных формах)
В Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (далее — ДОУ), утвержде­но приказом Минобрнауки России от 27 октября 2011 года № 2562, зарегистрировано в Минюсте России 18 января 2012 года, регистрационный № 22946, включены нормы об организации в ДОУ:
групп по присмотру и уходу за детьми, в которых обеспечивается их содержание и воспитание, социализация и формирование у них практически ориентированных навыков, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
семейных дошкольных групп, которые могут иметь общеразвивающую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
 Эти положения означают, что родители стали полноправными участниками образования, начиная с дошкольной ступени, а не сторонними наблюдателями успехов или неудач ребенка в обучении с рождения до совершеннолетия.







Об организации получения образования в семейной форме
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 ноября 2013 г. № НТ-1139/08
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) предусмотрены различные формы получения образования и обучения с учетом потребностей и возможностей личности.
Ч. 2 ст. 63 Федерального закона установлено, что общее образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне их. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется в очной, очнозаочной или заочной форме. Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, образование и обучение предусмотрено в семейной форме и в форме самообразования. В целях получения образования и обучения допускается сочетание различных форм получения образова­ния и обучения (ст. 17 Федерального закона). Форма... обучения по конкретной основной обще­образовательной программе определяется родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося (Родители имеют право выбрать ту или иную форму дошкольного образования для своего ребенка, сделав приоритет на присмотре и уходе или на осуществлении образовательной деятельности в организации или вне ее).
«Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 25.11.2013)
Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье.
1.          Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).
2.    Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, пра­во знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
3. Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства (Эти положения означают, что родители несут полную ответственность за соответ­ствие возрастным параметрам запаса сведений об окружающем у ребенка, его социальной компетентности и адаптивности к изменяющимся условиям в целом. С примерными ориентирами возрастного развития ребенка можно ознакомиться в Примерной программе обучения и воспитания в вашем детском саду).
Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей.
1.  Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботить­ся о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)
2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.
Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 2.07.2013 года № 185-ФЗ)
Статья 65. Осуществление родительских прав.
1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.
При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.


Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17 ноября 2013 года

 «Об утверждении федерального государственного стандарта

дошкольного образования»

1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач:

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

2.2. Программа направлена на:

создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

2.5.    Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учетом Примерных программ.

2.6.    Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образова­тельные области):

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие.

2.10. Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60 % от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40 %.

2.11.2.~Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуаль­ных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:

1)     обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

2)    освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных по­требностей, социальной адаптации.


Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в Группах комбинированной и компенсирующей на­правленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой катего­рии детей.

3.1. ...Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития лично­сти детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:

1)         гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

2)    обеспечивает эмоциональное благополучие детей;

3)    способствует профессиональному развитию педагогических работников;

4)    создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

5)    обеспечивает открытость дошкольного образования;

6)    создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной дея­тельности.

3.2.3. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1)     индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2)    оптимизации работы с группой детей.

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).

Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

4.1. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. ...

4.6. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.



Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:

ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учиты­вать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речево­го высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с про­изведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Эти положения означают, что развивающая среда группы ДОУ создает условия для полноценного развития ребенка с нормальным и/или нарушенным развитием, но не гарантирует полного освоения программного содержания ребенком без активного участия родителей в образовательном процессе.

























«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам

дошкольного образования» (приказ МОиН РФ от 30.08.2013 № 1014)

11. В образовательных организациях (00) образовательная деятельность осуществляется на государственном языке РФ. В государственных и муниципальных ОО, расположенных на территории республики РФ, может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик РФ в соответствии с законодательством республик РФ, но не должно осуществляться в ущерб преподаванию государственного языка РФ.

13. Образовательная деятельность по образовательной программе дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах.

Группы:

- группы общеразвивающей направленности;

- группы компенсирующей направленности;

- группы оздоровительной направленности;

- группы комбинированной направленности;

- группы детей раннего возраста без реализации ОП ДО, обеспечивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2-х месяцев до 3-х лет;

- группы по присмотру и уходу без реализации образовательной программы ДО для детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет (обеспечивается комплекс мер по питанию, хозяйственно-бытовому обслуживанию, обеспечение личной гигиены, режима дня);

- семейные группы (общеразвивающие или присмотра и ухода);

- разновозрастные группы (дети разных возрастов).

Эти положения означают, что родители имеют право выбора группы ДОУ, кото­рую будет посещать их ребенок. Если родители заинтересованы в скорейшей адаптации ребенка в ДОУ, то должны обеспечить ребенку понимание обращенной речи на государственном (русском) языке РФ.





ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Постановление от 15 мая 2013 г. № 26

Об утверждении СанПин 2.4Л.3049-13

«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации

режима работы дошкольных образовательных организаций»

1.9. Количество детей в группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности определяется, исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты - для групп раннего возраста (до 3-х лет) не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка и для до­школьного возраста (от 3-х до 7-ми лет) - не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка, фактически находящегося в группе.

1.11.  Рекомендуемое количество детей в группах компенсирующей направленности для детей
до 3 лет и старше 3 лет, соответственно, не должно превышать:

- для детей с тяжелыми нарушениями речи - 6 и 10 детей;

- для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи в возрасте старше 3 лет - 12 детей;

- для глухих детей - 6 детей для обеих возрастных групп;

- для слабослышащих детей - 6 и 8 детей;

- для слепых детей - 6 детей для обеих возрастных групп;

- для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием - 6 и 10 детей;

- для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 6 и 8 детей;

- для детей с задержкой психического развития - 6 и 10 детей;

- для детей с умственной отсталостью легкой степени - 6 и 10 детей;

- для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой в возрасте старше 3 лет - 8 детей;

- для детей с аутизмом только в возрасте старше 3 лет - 5 детей;

- для детей со сложным дефектом (имеющих сочетание 2 или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии) - 5 детей для обеих возрастных групп;

- для детей с иными ограниченными возможностями здоровья - 10 и 15 детей.

Допускается организовывать разновозрастные (смешанные) группы детей в дошкольных образовательных организациях компенсирующей направленности с учетом возможности организа­ции в них режима дня, соответствующего анатомо-физиологическим особенностям каждой воз­растной группы.

1.12.  В дошкольных образовательных организациях комплектование групп комбинированной
направленности,
реализующих совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными
возможностями, осуществляется в соответствии с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников.



Рекомендуемое количество детей в группах комбинированной направленности:

а) до 3 лет - не более 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными возможностями
здоровья;

б) старше 3 лет:

- не более 10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью умеренной, тяже­лой, или детей со сложным дефектом;

- не более 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и (или) косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени;

- не более 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития.



11.1.     Прием детей, впервые поступающих в дошкольные образовательные организации, осуществляется на основании медицинского заключения.

11.2.     Ежедневный утренний прием детей проводится воспитателями и (или) медицинскими работниками, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей. По показаниям (при наличии катаральных явлений, явлений интоксикации) ребенку проводится термометрия.

Выявленные больные дети или дети с подозрением на заболевание в дошкольные образовательные организации не принимаются; заболевших в течение дня детей изолируют от здоровых детей (временно размещают в помещениях медицинского блока) до прихода родителей или их госпитализации в лечебно-профилактическую организацию с информированием родителей.

11.9.  Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет длительность непрерывной непосредственно
образовательной деятельности не должна превышать 10 мин. Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8-10 минут). Допускается осу­ществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки.

11.10.    Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 3 до 4-х лет - не более 15 минут, для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 минут, а для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 минут.

11.11.    Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной - 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.

11.12.    Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна состав­лять не более 25-30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки.

11.13.    Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня. Для профилактики утомления детей рекомендуется проводить физкультурные, музыкальные занятия, ритмику и т. п.

 Образовательная деятельность с детьми в организации имеет четко регламентированный характер по времени и предполагает смену умственных и физических форм активности ребенка. Наполняемость группы детей зависит от состояния здоровья воспитанников. Для оформления ребенка в группы компенсирующей, комбинированной и оздоровительной направленности обратитесь к специали­сту детского сада (учителю-логопеду, учителю-дефектологу, педагогу-психологу) или в территориальную медико-психолого-педагогическую комиссию.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Акция "Письмо солдату"

В младшей группе " Ромашка"была организована акция "Письмо солдату".  Цель акции: моральная и эмоциональная поддержка во...