Консультации для родителей























м
























Возрастные особенности детей 4-5 лет


Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру.

В этом возрасте у вашего ребенка активно проявляются:
•    Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности — заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.

•    Этические представления. Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.
•    Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.
•    Страхи как следствие развитого воображения. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страша
•    Отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.
•    Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.

Математика
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:
1. Ребенок может уметь определять расположение предметов: справа, слева, посередине, вверху, внизу, сзади, спереди.
2. Ребенок может знать основные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник)
3. Ребенок может знать все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах десяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой.
4. Ребенок может уметь расставлять цифры от 1 до 5 в правильной последовательности и в обратном порядке.
5. Ребенок может уметь сравнивать количество предметов, понимать значение: больше - меньше, поровну. Делать равными неравные группы предметов: добавлять один предмет к группе с меньшим количеством предметов.
6. Ребенок знакомится с графическим образом числа, учится правильно писать цифры.

Логическое мышление
-Развитие Мышления, Памяти, Внимания
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:
1. Ребенок может уметь находить отличия и сходства между двумя картинками (или между двумя игрушками).
2. Ребенок может уметь складывать по образцу постройки из конструктора.
3. Ребенок может уметь складывать разрезанную картинку из 2-4 частей.
4. Ребенок может уметь не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание.
5. Ребенок может уметь складывать пирамидку (чашечки, вкладывая их друг в друга) без посторонней помощи.
6. Ребенок может уметь вкладывать в отверстия недостающие фрагменты картинок.
7. Ребенок может уметь называть обобщающим словом группу предметов (корова, лошадь, коза-домашние животные; зима, лето, весна- времена года). Находить лишний предмет в каждой группе. Находить пару каждому предмету.
8. Ребенок может уметь отвечать на такие вопросы как: Можно ли летом кататься на санках? Почему? Зачем зимой одевают теплые куртки? Для чего нужны окна и двери в доме? И т.д.
9. Ребенок может уметь подбирать противоположные слова:  стакан полный - стакан пустой, дерево высокое – дерево низкое, идти медленно – идти быстро, пояс узкий – пояс широкий, ребенок голодный - ребенок сытый, чай холодный – чай горячий и т.д.
10. Ребенок может уметь запоминать пары слов, после прочтения взрослым: стакан-вода, девочка-мальчик, собака-кошка и т.д.
11. Ребенок может уметь видеть на картинке неправильно изображенные предметы, объяснять, что не так и почему.

Развитие Речи
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:
1. Ребенок может использовать тысячу слов, строить фразы из 6-8 слов. Понимать ребенка должны даже посторонние люди, а не только родители.
2. Ребенок может понимать, чем отличается строение человека от строения животных, называть их части тела (руки - лапы, ногти - когти, волосы - шерсть).
3. Ребенок может уметь правильно ставить существительные в форму множественного числа (цветок - цветы, девочка - девочки).
4. Ребенок может уметь находить предмет по описанию (яблоко - круглое, сладкое, желтое). Уметь  самостоятельно составлять описание предмета.
5. Ребенок может понимать значение предлогов (в, на, под, за, между, перед, около и т. д.).
6. Ребенок может знать, какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий.
7. Ребенок может уметь поддерживать беседу: уметь отвечать на вопросы и правильно их задавать.
8. Ребенок может уметь пересказывать содержание услышанной сказки, рассказа. Рассказать наизусть несколько стихов, потешек.
9. Ребенок может называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город в котором живет.
10.  Ребенок может уметь отвечать вопросы, касательно недавно произошедших событий:  Где ты был сегодня? Кого встретил по дороге? Что мама купила в магазине? Что было на тебе одето?

Окружающий мир
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:
1. Ребенок может уметь различать овощи, фрукты и ягоды, знать какими они бывают, когда созревают.
2. Ребенок может знать названия насекомых, уметь рассказывать о том, как они передвигаются (бабочка летает, улитка ползет, кузнечик прыгает)
3. Ребенок может знать всех домашних животных и их детенышей.
4. Ребенок может уметь угадывать по картинкам времена года. Знать приметы каждого из них.

Навыки обихода
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:
1. Ребенок уже отлично застегивает пуговки, молнии и развязывает шнурки, его хорошо слушаются ложка и вилка.
2. Ребенок может уметь нанизывать крупные пуговицы или бусины на нитку.
3. Ребенок может уметь точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги.
4. Ребенок может уметь заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунка.
5. Ребенок может уметь обводить и раскрашивать картинки, не выходя за края.
6. Ребенок может уметь проводить линии по середине дорожки, не выходя за её края.
7. Ребенок может различать правую и левую руку.

Вам как его родителям важно:

•    Понять, каковы в вашей семье правила и законы, которые ребенку не позволено нарушать. Помнить, что законов и запретов не должно быть слишком много, иначе их трудно выполнить.
•    По возможности вместо запретов предлагать альтернативы. формулируя их так: «Тебе нельзя рисовать на стене, но можно на этом куске бумаги». Просто запреты рождают в ребенке либо чувство вины, либо злость и протест. Если вы что-то однозначно запрещаете ребенку, будьте готовы выдержать его справедливую злость или обиду по этому поводу.
•    Говорить ребенку о своих чувствах, чтобы он лучше понимал, какую реакцию в другом человеке рождают те или иные его поступки. Быть готовыми к тому, чтобы разобраться вместе с ним в сложной этической ситуации. Самим жить в согласии с теми этическими принципами, которые вы транслируете ребенку.
•    Не перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием, мстительность. Может также развиваться пассивность, пропадать инициатива.
•    Помнить о том, что не стоит при ребенке рассказывать различные страшные истории, говорить о тяжелых болезнях и смерти, потому что для некоторых детей подобная информация может стать сверхсильным раздражителем. Важно выслушивать ребенка, разделять с ним его страхи, позволяя ему проживать их вместе с вами.
•    Предоставлять ребенку возможности для проявления его творчества и самовыражения. Интересоваться любым творческим продуктом, по возможности никак его не оценивая, ни положительно, ни отрицательно, предлагая самому ребенку оценить свое творчество.
•    Обеспечить ребенку возможность совместной с другими детьми игры, осознавая, что такая игра не только развивает его воображение и образное мышление, но и совершенно необходима для здорового эмоционального развития. Предлагать ребенку для игры не только законченные по своей форме игрушки, но и неоформленные предметы, не имеющие четкой функции: камушки, палочки, брусочки и т.д.
•    Понимать, что ребенок уже способен достаточно долго и увлеченно заниматься тем, что ему нравится, и ему бывает очень трудно прервать игру, поэтому о необходимости ее заканчивать стоит предупреждать его заранее.
•    Быть открытыми к вопросам ребенка, интересоваться его мнением, превращая его жажду знания в способность самому найти ответы на интересующие его вопросы. Полезно обсуждать с ребенком любые события и явления, которые его интересуют, и на его языке формулировать результаты ваших совместных рассуждений и выводов.

         Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5-ти лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.



Консультация для родителей «Защита детей сегодня»

    Постоянная информация о росте преступности усиливает опасения родителей, что их дети могут быть похищены, подвергнуться насилию или просто подпасть пол влиянию плохой компании. Современные родители должны понять, какие возможные опасности грозят детям, и сформировать у них такие навыки, которые помогли бы им стать уверенными в себе и вместе с тем осторожными.   
    Чтобы обеспечить детям безопасность, родители обязаны:
    • Защищать их в ситуации, с которой они сами не могут справиться;
    • Подготовить к ситуации, с которой им необходимо самим справиться.
    Означает ли защита детей постоянное нахождение рядом с ним? Если вы считаете, то, вероятно уже поняли, что это возможно лишь до определенного возраста ребенка.   
    Некоторые родители чрезмерно опекают детей, другие же, наоборот, позволяют им слишком многое, цепляясь за иллюзию, что с их ребенком никогда ничего не случится. Оба этих подхода имеют своим следствием повышенную уязвимость детей – как раз противоположное тому, что пытаются добиться их родители.   
    Чрезмерно опекаемым детям, например, не позволено иметь собственное мнение, поэтому они не готовы распознать опасные или подозрительные ситуации. Чрезмерно опекаемые дети сомневаются в своих способностях и суждениях и чересчур полагаются на подсказку взрослых. В результате в большей степени подвержены неприятностям, которые могут исходить от недоброжелательных людей.
    Предоставляя детям слишком много свободы, возлагая на них слишком большую ответственность, мы переоцениваем их способность учиться методом проб и ошибок. Многое из того, что мы хотим от своего ребенка, корнями уходит в наше детство. Если отец, например, был трусоват, будучи мальчуганом, он, возможно попытается вырастить бесстрашного сына. Каждый раз когда его сын демонстрирует храбрость, отец осыпает его похвалами. Со временем мальчик начинает понимать, что показать храбрость (или в случае её отсутствия – браваду) выгоднее, чем проявить страх. Он попадает в капкан этой роли, чтобы ублажить отца. И, пока отец «купается в лучах сыновнего мужества», мальчик привыкает утаивать признаки слабости или уязвимости, за что позже заплатит высокую эмоциональную цену.
    Мать, лишенная в детстве внимания, переносит чувство собственной ненужности на дочь. Хотя женщина всей душой надеется быть внимательной и заботливой, она подсознательно повторяет ситуации эмоционального пренебрежения к ребенку, взятые из собственного детства.   
    Многие из нас должны пересмотреть приемы воспитания детей. Чтобы решить какие навыки безопасности необходимо приобрести ребёнку, прежде всего надо хорошо знать его способности и, используя свое положение главного учителя, постепенно собирать полезную информацию, отмечать происходящие в ребёнке изменения, следить за его взрослением.   
    Вот несколько важных вопросов, которые помогут установить стартовую линию для начального обучения ребенка навыкам безопасности.
    1. Как вы считаете, предоставляете ли вы своему ребенку полную свободу, сравнительно не большую или уровень доступного находится где то посередине? Разумно ли он использует ваше доверие?
    2. Хорошо ли ваш ребенок оценивает сложившуюся ситуацию? Если да то как он это показывает?
    3. Как бы вы охарактеризовали способность вашего ребенка к общению? Может ли дочь(сын) поделится своими неприятностями с вами или с кем-то другим?
    4. Легко ли сходится ваш ребенок с другими детьми? Со взрослыми?
    5. Как бы вы охарактеризовали степень самоуверенности вашего ребенка?
    6. Как бы вы охарактеризовали способность вашего ребенка решать возникающие проблемы?
    7. Что из предложенного незнакомым человеком могло бы представить большой интерес для вашего ребенка? Есть ли что нибудь, что желает ваш сын (ваша дочь), но вы не можете или не хотите ему(ей) это купить?
    8. Чувствует ли ваш ребенок ответственность перед другими людьми? Способен ли он помочь незнакомцу, взывающему о полиции?
    9. Испытывает ли ваш ребёнок сильное желание угодить взрослым? Стремится ли он получить их одобрение?   
    Если ответы на предложенные вопросы даются нелегко, это может быть сигналом к тому, что вам необходимо наблюдать за ребенком пристальнее и оценивать его действия более трезво. Кроме того, это может означать, что ребёнок ещё очень мал, чтобы вы могли получить ответы на все вопросы.   
    Далее вам нужно оценить уровень подготовленности сына(дочери) к усвоению навыков безопасности. Приведенный ниже контрольный список составляющих личную безопасность ребенка позволяет выявить его сильные и слабые стороны. Для удобства обозначим их как достоинства и недостатки. Целесообразно работать с этим списком обоим родителям, но порознь, чтобы затем сравнить свои оценки.   
    В контрольном списке в колонке «Достоинства» перечислены навыки (качества), позволяющие большинству детей находиться в безопасности, в колонке «Недостатки» перечислены навыки (качества) увеличивающие шансы ребёнка стать жертвой.   
    Пусть вас не пугает объем этого списка. Он составлен таким образом, чтобы охватить большинство навыков безопасности, когда либо потребующихся как дошкольнику, так и школьнику.   
    Многие родители, по сути, не знают, при каких условиях их дети будут уязвимы. Чтобы ваши предложения не оказались ошибочными, прежде чем сделать пометку возле любого из достоинств, предложите ребенку продемонстрировать, как он будет вести себя в обозначенной ситуации.   
    НЕ ожидайте, что ваш ребенок обладает большинством качеств из колонки «Достоинства», и не тревожьтесь, отмечая одни лишь недостатки. Это означает, что он ещё слишком мал, чтобы овладеть нужными качествами. Способность усвоить навыки личной безопасности проявляется у большинства детей в основном после шести лет.
    <><><>
    Достоинства 
     Недостатки 
    Может сказать взлослым "Нет"  Не может возразить взрослым 
    Может распознать и сказать "нет" смущающим его прикосновениям взрослых 
    Ищет или принимает ласку от большенства взрослых 
    Старается всегда следовать правилам  С трудом следует правилам
    Способен говорить о своих проблемах или чувствах С трудом говорит о своих проблемах или чувствах
    При необходимости рискнёт устроить скандал  Не станет привлекать к себе внимания или просить людей о помощи 
    Может. если понадобиться, позвонить в полицию или родителям  Не знает, как позвонить в полицию или родителям 
    Знает свою фамилию, адрес и номер телефона родителей  Не обладает полной идентифицирующей информацией 
    Знает безопасные навыки общения с незнакомцами  Очень боится незнакомцев или слишком дружелюбен с ним
    Откажется от подношения взрослых  Примет подношение от взрослого 
    Умеет ответить на телефонный звонок, не давая о себе подробной информации Даст позвонившему много информацию 
    Откроет дверь только с вашего разрешения Откроет дверь кому угодно 
    Попав в беду, закричит, убежит и расскажет о ней   В случае опасности теряет способность думать и действовать 
    Расспрашивает взрослых об этих намерениях, не доверяет им слепо  С лёгкостью доверяет взрослым 
    Знает, что делать, если потерялся или заблудился  Не знает, что делать, если потерялся или заблудился 
    Никогда не будет хранить от вас тайну, особенно касающуюся взрослых  Будет хранить что-либо в тайне от родителей, если ему пригрозят или напугают 
    Настрорженно относится к уловкам сексуальных насильников и похитителей и может противится им  Может быть обманут человеком, добившимся его доверия и уважения 
    После работы с контрольным списком проанализируйте свои пометки, чтобы понять, в чем ваш ребёнок более уязвим.   
    Главное оружие, которым пользуются педофилы и большинство похитителей, - это обман. Дети с низкой самооценкой и жаждущие ласкового обращения – легкая мишень. Типичный домогатель осыпает их дарами и ласками. Он говорит ребенку, что ник то не любит его так, как он. Большинству детей крайне сложно поверить в то, что человек, которому они доверяют, способен сексуально эксплуатировать их. Манипулируя своими жертвами с помощью подкупа, ласки, а в некоторых случаях и угроз, домогатели добиваются того, что эти отношения длятся долго и удерживаются в тайне.   
    Одна из самых эффективных уловок, которой пользуются похитители, - просьба о помощи. Дети, которых учат быть отзывчивыми, невзирая на то, кому нужна помощь,- лёгкая добыча. Похититель едет на машине вдоль тротуара рядом с идущим ребенком и просит помочь показать правильный путь. Как только ребёнок приближается к машине на расстояние вытянутой руки, похититель втаскивает жертву в машину и уносит прочь. Или же похититель притворяется опечаленным пропажей своей собачки и просит помочь искать ее. Ребёнок не понимает потенциальной опасности и следует за похитителем в лесопарк, удаляется от людных мест.   
    Детей нужно научить распознавать хитрости и противостоять попыткам насилия. Но надо помнить, что обучение – длительный процесс. Вы можете составить список из десяти правил безопасности, наклеить его на холодильник и считать свою работу выполненной. Кроме того, обучать малышей, не давая возможности практиковаться, - всё равно это учить их плавать, не пуская в воду! Ваши дети выучат и запомнят правила безопасности, постоянно повторяя их, задавая вопросы, обсуждая их с вами и применяя их в специально созданных вами тренировочных ситуациях.   
    Дети должны узнать и понять, как вести себя в разных ситуациях, прежде чем они окажутся в них. Бесполезно кричать ребёнку в спину, когда он впервые идет в школу самостоятельно: «Не смей садиться в машину к незнакомцам!» Можно использовать такой приём: незадолго до того, как вы дадите детям некоторую самостоятельность, делающую их уязвимыми для определённого рода хитростей, обсудите с ними не6сколько «сюжетов», с которыми им, возможно, придется столкнуться, объясните, как они должны пользоваться навыками «уличной смекалки».   
    Сочетая ваше понимание того, что ребёнок способен заучить и запомнить, с тем, что вам известно о его достоинствах и недостатках, вы добьётесь гораздо большего успеха в обучении сына (дочери) навыкам личной безопасности.
    Общие рекомендации по обучению правилам личной безопасности
    1. Учите ребёнка правилам личной безопасности только тогда, когда он готов усвоить и запомнить их. Соотнесете его интеллектуальную, эмоциональную и социальную зрелость с материалом, который он, по-вашему, должен усвоить и применить.
    2. Не пытайтесь развивать у ребёнка слишком много навыков сразу, чтобы не ошеломить или не смутить его. Учите постепенно, шаг за шагом.
    3. Периодически повторяйте и закрепляйте каждое пройденное правило безопасности, особенно те, в которых ребёнок чувствует себя неуверенно.
    4. Внимательно следите за результатом.
    5. Постарайтесь предугадать, когда вашему ребёнку понадобится узнать или применить какой-либо особый навык, и начните давать информацию или развивать этот навык заранее.
    6. В зависимости от особенностей ребёнка вам придется потратить больше времени на формирование одних навыков и меньше – на формирование других.
    Навыки личной безопасности: от детского сада до школы
    • Понимать разницу между «хорошими» и «плохими» прикосновениями. Осознавать: если ты не хочешь, чтобы к тебе прикасались чужие взрослые, надо сказать им об этом и даже громко крикнуть при необходимости.
    • Позволять физические ласки только членам семьи.
    • Помнить: чужой человек, незнакомец – это тот, кого мы не знаем.
    • Усвоить идентифицирующую информацию – имя, адрес, номер телефона.
    • Спрашивать у родителей разрешения, прежде чем принимать подарки от людей, не принадлежащих к семейному кругу.
    • Рассказывать родителям, если кто-то из взрослых пытается запугиванием вынудить его держать что-то в тайне. Необходимо объяснить ребёнку, что никто не смеет ему угрожать: «Если любой взрослый попытается запугиванием вынудить тебя хранить тайну, немедленно приходи ко мне».
















    РАССКАЖИТЕ ЭТО ДЕТЯМ!!!












    Комментариев нет:

    Отправить комментарий

    Акция "Письмо солдату"

    В младшей группе " Ромашка"была организована акция "Письмо солдату".  Цель акции: моральная и эмоциональная поддержка во...