Дидактические игры по патриотическому воспитанию дошкольников.

 Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию «Моя Родина — Россия» 

«Мой адрес…» 

Цель: формировать умение и знание детей называть свой домашний адрес, улицу города, номер дома, квартиры, телефона, этаж закрепить знание права на жильѐ, неприкосновенность жилища. 

Материал: мяч. 

Ход игры: все встают в круг, воспитатель передаѐт мяч ребѐнку и говорит: Я живу на … этаже», ребѐнок продолжает, называя свой этаж, и передаѐт мяч соседу и т. д. 

«Наш детский сад». 

Цель: закрепить знаний детей о детсаде, о работниках детсада. Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, музыкальный зал, и т. д. Закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве. 

Материал: фотографии и иллюстрации детского сада, работников детсада. Планы детсада, 1, 2 этажа, группы. 

Ход игры: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках детсада. По плану дети ориентируются в пространстве. 

«Поиски добрых слов». 

Цель: раскрыть на примерах значение слов «простите, извините», воспитывать дружеские отношения, объяснить необходимость извинения, признания вины или доказательства правоты и справедливости, связь слова и поступка, слово и отношение. 

Ход игры: Воспитатель начинает рассказ о том, как следует извиняться, где и когда, как применяются эти вежливые слов. 

«Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений»

Цель: обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь. Формировать дружеские отношения, закреплять правила этикета, правила поведения. 

Материал: картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого поведения. 

Ход игры: Воспитатель начинает рассказ о том, как следует себя вести в том или ином месте, какие поступки хорошие. 

«Наша страна». 

Цель: Выявить знания детей о нашей Родине, ее столице. 

Материал: иллюстраций, фотографий. 

Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, залает вопросы. Дети отвечают. 

«Малая Родина» 

Цель: Выявить знания детей о своей Малой Родине, об истории нашего города, памятниках и достопримечательностях. 

Материал: иллюстрации, фотографий города и нашей области. 

Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, задает вопросы. Дети отвечают. 

«Расскажи о своей семье» 

Цель: Сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их. 

Материал: Фотоальбом, составленный совместно с родителями с семейными фотографиями с генеалогическим древом семьи. 

«Как я дома помогаю?» 

Цель: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям. 

Материал: Картинки с изображением людей, которые исполняют разную работу по дому. 

Ход игры: Воспитатель показывает карточку, предлагает составить рассказ по ней и рассказать, кто и какие обязанности выполняет дома. 

«Благородные поступки» 

Цель: Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека. 

Материал: мячик, картинки и иллюстрации с изображением благородных поступков. 

Ход игры: Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию. 

«Кто в какой стране живет?» 

Цель: расширить знания детей о мире, людях которые населяют его. Материал: картины и иллюстрации с разными странами мира и народами. Развитие речи, логического мышления, формирование умения употреблять суффикс – «ец». 

Ход: Воспитатель показывает изображения и просит определить из какой страны этот человек и как его назовут (Китай-китаец, Африка-африканец) 

«Путешествие по планете Земля» 

Цель: Закрепить знания детей о том, что Земля - планета шарообразной формы (используя глобус). Показать какие движения Земля совершает (вращение вокруг себя, вокруг Солнца). Помочь детям найти на глобусе воду (океаны, моря, реки, сушу (горы, равнины, леса, пустыни). Воспитывать в детях интерес к изучению Земли, на которой мы живем - как к планете. Материал: глобус, карты мира, картинки и иллюстрации с изображением планеты. 

«Узнай по описанию кто это» 

Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края. Прививать любовь к Родному краю, к Родине. 

Материал: Картинки и иллюстрации с изображением животного мира. 

Ход игры: Воспитатель описывает животное, дети отгадывают. 

«У кого какой домик» 

Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края. Пояснить, что животные тоже имеют право на жильѐ и неприкосновенность жилища. Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища животных. 

Ход игры: Медведю – берлога. Белке – дупло. 

 

 

 

«С какого дерева листок» 

Цель: закрепить знания детей о природе родного края, закрепить умение образовывать относительные прилагательные (береза – березовый, дуб – дубовый и т. д.) 

Материал: Картинки и иллюстрации с изображением деревьев, кустарников и листьев. 

Ход игры: Воспитатель показывает картинки с изображением листка, затем дерева. 

«Зеленая аптека» 

Цель: закрепить знания детей о лекарственных растениях родного края; о правильном использовании их в лечебных целях. 

Материал: гербарий, картотека лечебных трав. 

Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением лечебной травы, дети отгадывают. Воспитатель рассказывает о ее целебных свойствах. 

«Малая красная книга» 

Цель: закрепить знания детей о редких растениях, животных, птицах нашего края занесенных в «Красную книгу». Прививать любовь к родине, родному краю, чувство ответственности. 

Материал: «малая красная книга», составленная совместно с родителями, картинки и иллюстрации с изображением редких растений, животных, птиц. Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением редких животных и растений, дети называют. Воспитатель рассказывает о них. 

«Страны и народы» 

Цель: Расширять представление детей о странах Земли и их народах. Прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициями. Прививать уважение к культуре и традициям разных народов мира. 

Материал: глобус, карта Мира, куклы в национальных костюмах, записи мелодии песен разных народов, картинки и иллюстрации с изображением разных стран и народов мира. 

Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением разных стран и народов мира. Рассказывает о них. 

 

 

«Из чего построен дом» 

Цель: совершенствовать знания строительных материалах, о том из чего строях жилище человека, умение логически мыслить, закреплять умение образовывать имя прилагательное. 

Материал: Изображение разных жилищ человека. 

Ход игры: Дети рассматривают изображения домов. Словообразования: стекло - стеклянный, камень - каменный. 

«Жилое – Нежилое» 

Цель: закрепить знания детей, что здания бывают – жилыми и нежилыми. 

В жилых проживают люди; в нежилых расположены организации, подсобные помещения и т. п. 

Материал: картинки и иллюстрации с изображением разных строений. 

Ход игры: Воспитатель предлагает определить жилое или не жилое помещение: Дом - жилой, магазин – нежилой…. 

«Назови ласково» 

Цель: совершенствовать речь детей как средства общения, воспитывать дружеские взаимоотношения. Закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательные слова, знакомить с разными именами. Материал: Ход игры: Миша - Мишенька, Даша- Дашенька, Дашуля. 

«Я люблю…» 

Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к близким людям, друг к другу, развивает коммуникативные способности. 

Ход игры: Ведущий говорит детям: «Каждый из нас что-то или кого-то любит, всем людям присуще это чувство. Я люблю свою семью, свою работу, люблю вас. Расскажите, а кого или что вы любите». Дети рассказывают о своих чувствах и привязанностях. 

«Как найти дорожку в детский сад?» 

Цель: Закрепить умение детей ориентироваться по плану местности, уметь объяснять расположение объектов по отношению друг к другу. Закреплять умение определять направление движения. Развивать абстрактное мышление. Материал: план местности (микрорайона) макет местности микрорайона. 

Ход игры : дети ориентируются по плану и на макете. 

 

«Продолжи пословицу» 

Цель: знакомить с устным народным словотворчеством, развивать речь, память, логическое мышление. 

Ход игры: Воспитатель начинает пословицу, дети ее продолжают. 

«Птицы нашего города (края)» 

Цель: знакомить детей с птицами родного города (края).Прививать любовь к родине, родному краю, к животному миру, желание помочь и ухаживать. Материал: карточки с изображениями птиц, альбом «Птицы нашего города, края», составленный совместно с родителями. 

Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображениями птиц, просит назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет. 

«Богатства недр земли». 

Цель: расширять представление детей о богатстве недр земли полезными ископаемыми (уголь, минералы, железная руда, драгоценные камни). Расширять представления детей о внутреннем строении земли. 

Материал: коллекция ископаемых земли, картинки и иллюстрации природных ресурсов земли. 

Ход игры - Воспитатель показывает детям картинку (природное ископаемое) предлагает назвать его. 

«Мир предметов» 

Цель: обобщить представление детей о том, что в окружающем мире многие предметы изготовлены человеком из материалов природного или искусственного происхождения (применяя различные материалы, человек изучает и использует их свойства). Воспитывать познавательную активность. Закрепить умения образовывать слова прилагательные. 

Материал: Картинки и изображения предметов обихода. 

Ход игры: чугун - чугунный, дерево - деревянный… 

«На суше, в небе, по воде, под водой (транспорт)» 

Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов. 

Материал; таблица, на которой изображены небо, море, картинки: поезд, самолет, пароход, грузовая машина, легковая машина, автобус. 

Ход игры: Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение. 

«На суше, в небе, по воде, под водой (животный мир)» 

Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов. 

Материал; таблица, на которой изображены небо, море, картинки: животного мира. 

Ход игры: Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение. 

«Кому что нужно для работы?» 

Цель: Формировать умение употреблять винительный и дательный падеж существительных. Развивать речь, логическое мышление память. Закреплять знания о профессиях людей. 

Материал карточки с изображением людей разных профессий. 

Ход игры: Дети рассказывают о профессиях, определяют предметы, необходимые для их работы. (Повару – поварешка). 

«Отгадывание и толкование загадок». 

(об армии, солдатах, Родине, растительном и животном мире) 

Цель: знакомить с устным народным творчеством, способствовать самовыражению детей, умению загадывать и отгадывать загадки на нравственно - патриотическую тему. 

Материал: загадки и картинки с отгадками. 

Ход игры: воспитатель загадывает, дети отгадывают загадку. 

«Скажи какая» 

Цель: развивать логическое мышление, память, речь, формировать навыки подбора определений к слову. 

Материал: карточки с изображением, Родины, флага, герба и т. д. 

Ход игры: Воспитатель показывает карточку и предлагает назвать то что изображено на ней, подобрать определения к изображению. (Родина – огромная, могучая, красивая, бескрайняя) и т. д. 

«Составь семейку» 

Цель: развивать логическое мышление, память, речь, формировать навыки подбора однокоренных, родственных слов. 

Материал: карточки с изображением Родины, флага, герба и т. д. 

Ход игры: Воспитатель показывает карточку и предлагает назвать, что нарисовано на ней и подобрать родственные однокоренные слова к нему: родина, родной, родители, родственник, родинка; герой - геройский, героический, героизм; защита - защитник, защищать. 

«Отгадай профессию» 

Цель: Закреплять знания детей о профессиях. Формировать умения разделять профессии на мужские и женские. 

Материал: карточки с изображением людей разных профессий. 

Ход игры: Взрослый перечисляет действия человека определенной профессии, а дети отгадывают, что это за профессия. 

«Я имею право.» 

Цель. Расширить область правовых знаний детей. 

Материал: Набор сюжетных картинок к статьям «Конвенции ООН о правах ребенка». Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в «Конвенции» (ребенок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и т. п.). 

Ход игры: Дети поочередно выбирают картинку и объясняют причину своего выбора, остальные обсуждают правильность принятого решения. 

«Кто что делает?» 

Цель: формировать навык подбора глаголов к существительным. Развивать речь, логическое мышление, память. 

Материал: карточки с изображением людей разных профессий. 

Ход игры: Повар - варит, жарит и т. д. 

«Кто мы? Какие мы?» 

Цель: Закрепить знания детей о человеке, знакомить с внешним строением тела и его возможностями, развивать умение сравнивать и устанавливать простейшие причинно- следственные связи, вызывать интерес к познанию себя, воспитывать бережное отношение к себе и к окружающему миру. Материал : картины и изображения человека (мужчины и женщины. 

Ход игры: воспитатель показывает картинки с изображениями и предлагает детям найти сходства и отличия. 

«Волшебные слова» 

Цель: вызывать желание следовать тому, что достойно подражания, объективно оценивать поведение, воспитывать доброжелательное и толерантное отношение к людям, умение сравнивать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи. 

Материал: картины и изображения людей. 

Ход игры: злые - добрые, больные – здоровые… 

«Особенности жизни в современном городе» 

Цель: познакомить с предметами обихода, их функциями и назначением, воспитывать бережное отношение к предметам созданными человеком. 

Материал: картины и изображения различных предметов, созданных людьми. Ход игры: Дети поочередно выбирают картинку и объясняют, для чего нужен этот предмет. 

«Природа и человек» 

Цель: закрепить знания детей о том что создано человеком и что дает человеку природа. Формировать навыки бережного отношения к природе Материал: картинки и иллюстрации по теме. 

Ход игры: Воспитатель проводит беседу, и предлагает рассказать что сделано человеком, а что природой и как человек использует природу для того чтобы людям лучше жилось. 

«Какой подарок (букет) ты хотел бы подарить маме, бабушке». 

Цель: воспитывать внимание, доброжелательность, готовность доставлять близким удовольствие и радость. Закреплять умение общаться в вежливой форме, считаться с интересами другого человека. 

Материал: картинки и иллюстрации праздников и праздничных подарков. Ход игры: Воспитатель начинает рассказ о том, что все любят получать подарки, как их следует преподносить и когда. 

«Какие праздники ты знаешь?» 

Цель: Развивать у детей сообразительность, память, закрепить знания о праздниках, (народные, государственные, религиозные) закреплять правила поведения в общественных местах. 

Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам. 

Ход игры: Воспитатель начинает рассказ о том, что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку. 

«Жилище человека» 

Цель: Закрепить знания детей о жилище человека, о том из чего они сделаны, Прививать любовь к родному дому, Родине. 

Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища человека. 

Ход игры: Воспитатель начинает рассказ о том, где живет человек, что жилище бывает разное- яранга, хата, изба…. 

«Собери семью» 

Цели: Формировать представление детей о семье и еѐ членах, о доброжелательных отношениях родных людей. Развитие связной речи детей. 

Воспитывать любовь и уважение к своим родным. 

Материал: карточки с изображением членов семьи (папа, мама, дочка, сын, бабушка, дедушка, карточки - обуви, одежды) 

Правила: 

Есть в доме любом семейный альбом. 

Как в зеркале мы отражаемся в нѐм. 

Пускай не всегда мы красивы - 

Зато эти фото - правдивы. 

Хранится альбом в нашем доме, 

Семейные снимки хранятся в альбоме. 

1 вариант: Детям предлагают картинки с изображением детей, взрослых, пожилых людей. Составь семью. Как можно назвать этих людей одним словом? Кто живет в этой семье? 

2 вариант: Как вы думаете, в семье заботятся друг о друге? Необходимо подобрать, кому принадлежат эти предметы, и объяснить, почему так решили. 

 

«Покормим птенчиков» 

Цель: Развивать речевой аппарат детей. 

Ход: (Я – мама-птица, а вы мои детки-птенчики. Птенчики веселые, они пищат: «пи-пи», - и машут крыльями. Полетела мама-птица за вкусными крошками для своих деток, а птенчики весело летают и пищат. Прилетела мама и начала кормить своих деток (дети приседают, поднимают головы вверх, птенчики широко открывают клювики, им хочется вкусных крошек. (Воспитатель добивается, что бы дети шире открывали рот). Игра повторяется 2-3 раза. 

«Позови свою маму» 

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность. 

Ход: У всех детей предметные картинки с детенышами животных. Воспитатель: «Кто у тебя нарисован, Коля? (цыпленок) Кто у цыпленка мама? (курица) Позови, цыпленок, свою маму. (Пи-пи-пи) Воспитатель имитирует кудахтанье курицы и показывает картинку. 

Такая же работа проводится со всеми детьми. 

«Городские силуэты» 

Цель: Закреплять представления о внешнем облике скульптурного убранства города, развитие восприятия внимания памяти, речи. 

Игровой материал: Иллюстрации с цветными изображениями достопримечательностей. Карточки с изображением силуэтов скульптурного убранства города, каждая из которых включает в себя включает только один правильный силуэт. 

Ход игры: Предлагается рассмотреть и назвать все цветные изображения. 

Выбрать из прилагаемых вариантов карточек с силуэтами соответствующий цветному изображению. 

Усложнение игры: 

1. выбрать силуэт по памяти. 

2. составить небольшой рассказ о памятнике или скульптуре. 

«Узнай, обведи, назови» 

Цель: Закреплять знания о символах города, развитие восприятия, внимания и речи, подготовка руки к письму. 

Игровой материал: Рабочие листы с контурными изображениями символами, скульптурами и памятниками. 

Правила игры: Узнать по контурному изображению символ, памятник или скульптуру. Обвести контур цветным карандашом. 

«Логическая связь» 

Цель: Закреплять знания об архитектурных памятниках города. Учить, анализировать, развивать речь, доказывать, уметь обосновывать свой ответ. 

Игровой материал: картинки с изображениями символов, памятников, скульптур. 

Ход игры: Найти логическую взаимосвязь между картинками и объединить их в пары. Уметь обосновать свой выбор. 

«Что лишнее?» 

Цель: Закреплять знания об архитектурных памятниках города. Учить, анализировать, развивать речь, доказывать, уметь обосновывать свой ответ. 

Игровой материал: картинки с изображениями символов, памятников, скульптур. 

Ход игры: Рассмотреть картинки с изображениями. Выбрать «лишнюю» картинку. Уметь обосновать свой выбор. 

«Что общее?» 

Цель: Закреплять знания об архитектурных памятниках города. Учить, анализировать, развивать речь, доказывать, уметь обосновывать свой ответ. 

Игровой материал: картинки с изображениями символов, памятников, скульптур. 

Ход игры: Рассмотреть картинки с изображениями. Объяснить чем они похожи. 

Дидактическая игра «Какой дом» 

Цель игры: развивать внимание, сообразительность, мышление, речевую активность. 

Правило игры: поймав мяч быстро назвать слово. 

Игровое действие: воспитатель бросает мяч ребенку, который ловит его, называя: 

- Дом из 2 этажей (какой) - …. (двухэтажный) . 

- Дом из 3 этажей (какой) - (трехэтажный) 

- Дом из 5 этажей (какой) - (пятиэтажный) 

- Дом из 9 этажей (какой) - …. 

- Дом из 12 этажей (какой) - …. 

«Какой дом» 

Цель игры: развивать внимание, сообразительность, мышление, речевую активность. 

Правило игры: поймав мяч быстро назвать слово. 

Игровое действие: воспитатель бросает мяч ребенку, который ловит его, называя: 

- Дом из дерева (какой) - …. (деревянный) . 

- Дом из кирпича (какой) - (кирпичный) 

- Дом из глины (какой) - … 

- Дом из камня (какой) - …. 

- Дом из стекла (какой) - …. 

- Дом изо льда (какой) - … . 

- Дом из снега (какой) - … 

- Дом из бумаги (какой) - … . 

- Дом из картона (какой) - … . 

«Скажи ласково» 

Цель игры: развивать внимание, сообразительность, мышление, речевую активность. 

Правило игры: поймав мяч быстро назвать слово. 

Игровое действие: Представьте себе 2 дома: один настоящий, большой, а другой – маленький, игрушечный. 

Я буду говорить про большой дом, а вы про маленький. 

- У меня дом, а у вас? (домик) . 

- У меня стены, а у вас? (стеночки) . 

- У меня дверь, а у вас? … . 

- У меня окно, а у вас? …. 

- У меня ступеньки, а у вас? …. 

- У меня крыльцо, а у вас? … . 

- У меня кирпичи, а у вас? … . 

«Да - нет» 

Цель игры: развивать логику, умение ставить вопросы, делать умозаключения. 

Правила игры: на вопросы водящего можно отвечать только «да» или «нет», вопросы строятся в логической последовательности. 

Игровое действие: водящий выходит из комнаты, дети выбирают среди иллюстраций одну, по которой водящий будет задавать вопросы. 

«Найди ошибку» 

Цель игры: упражнять в умении анализировать изображение, выделять характерные черты, части и особенности объекта. 

Правило игры: рассматривая картинку, определить недостающую деталь, фрагмент. 

Игровое действие: словесно или наглядно восстановить объект. 

«Фотограф» 

Цель игры: Упражнять в узнавании достопримечательностей города. 

Правило игры: отгадывать только по видимому фрагменту. 

Игровое действие: ребѐнок - «фотограф» выкладывает иллюстрацию с изображением достопримечательности в «фотоаппарат» и предлагает отгадать, что он собирается снять. Остальные дети видят лишь часть иллюстрации в объектив фотоаппарата и пытаются узнать достопримечательность. 

«Птицы нашего края» 

Цель игры: 

Формировать обобщѐнные представления у детей о зимующих и перелѐтных птицах нашего края, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания. 

Учить различать птиц по внешнему виду и находить их на картинках. 

Устанавливать связь между исчезновением корма и отлѐтом пт 

Знакомить с основным отличием зимующих и перелѐтных птиц: отличия в питании. 

Развивать память, внимание, речь. 

Воспитывать любовь к природе родного края. 

Варианты игры: 

«Найди перелѐтных и зимующих птиц» 

Детям предлагаются картинки с изображениями перелѐтных и зимующих птиц. На одну сторону магнитной доски с помощью магнитов они прикрепляют перелѐтных, а на другую зимующих птиц. 

«Найди по описанию» 

Педагог даѐт описание птицы: внешний вид, особенности образа жизни, некоторые повадки и т. п. Ребѐнок находит птицу по картинке либо фотографии. 

«Найди, кого назову» 

Необходимо найти птицу по названию, используя дидактический материал. 

«Опиши, а мы отгадаем» 

Ребѐнок может описать птицу или назвать несколько отличительных признаков, не говоря название птицы. Дети отгадывают. 

«Кого не стало?» 

Воспитатель предлагает детям посмотреть на птиц, а потом закрыть глаза. В это время педагог убирает картинку с одной из птиц. Дети по памяти называют, какой птицы не стало. 

«Собери герб нашего города». 

Цель: закреплять представление детей о гербе родного города, развивать умение выделять его характерные и отличительные признаки. 

Материалы: образец герба города, шаблоны разных форм и разных цветов 

Ход игры: 1. Дети собирают герб по образцу. 

2. Дети собирают герб по памяти. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Акция "Письмо солдату"

В младшей группе " Ромашка"была организована акция "Письмо солдату".  Цель акции: моральная и эмоциональная поддержка во...