Проект по ранней профориентации

 



ПРОЕКТ

по ранней профориентации

дошкольников

«В мире профессий»

Старшая группа

 

Тема: В мире профессий.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

Вид проекта: коллективный.

Срок реализации проекта: долгосрочный (сентябрь 2021 г. – май 2022 г.).

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы, родители воспитанников.

Образовательные области: познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Цель проекта: формирование у дошкольников первоначальных знаний о профессиях и положительного отношения к труду и профессиональному миру.

Задачи проекта:

1.формировать у детей обобщённые представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;

2.воспитывать бережное отношение к труду и его результатам;

3.помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии;

4.формировать умения отражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления, знания;

5.обогащать РППС (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, книжный материал, альбомы по конкретной профессии и т.д.) специальным оборудованием и игровым материалом для знакомства с разными профессиями;

6.использовать как реальные события, так и виртуальные дидактические продукты (видеоролики, презентации, игры) для изучения профессий;

7.привлечь родителей к проектной деятельности.

Актуальность проекта: Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе окружающих взрослых, родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе.

Проблема: у детей недостаточная информированность о разнообразии профессий, родители недостаточно владеют информацией и уделяют внимание данной теме.

Формы взаимодействия по проекту: Непосредственно образовательная деятельность, беседы, чтение детской художественной, познавательной литературы, рассматривание картин и иллюстраций, наблюдение за трудовыми процессами людей разных профессий, опыт хозяйственно-бытового труда, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации, экскурсии, викторины, выставки рисунков и поделок, родительские встречи, анкетирование, консультации, акции.

Материально-технические условия реализации проекта: Мультимедийная система, атрибуты для игр, презентации, уголок ранней профориентации.

Методическое обеспечение проекта: Учебно-методические пособия, дидактические пособия, демонстрационный материал, картотеки «Стихи», «Загадки», «Беседы по ознакомлению детей с профессиональной деятельностью», «Физкультминутки о профессиях», сценарии викторин, детская художественная литература, детская познавательная литература.

Ресурсное обеспечение проекта: Педагоги, родители.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный: Анкетирование родителей; оценка уровня знаний детей по тематике проекта; обсуждение цели и задач с детьми и родителями; создание необходимых условий для реализации проекта; подбор материала по теме проекта.

II этап – основной (практический): Планирование видов деятельности, направленных на реализацию проекта; разработка плана мероприятий; непосредственное поэтапное решение проблемы: беседы, чтение художественной литературы, рассматривание картин и иллюстраций, наблюдение за конкретными трудовыми процессами людей разных профессий, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры; разработка рекомендаций для родителей; тематические выставки.

Примерный тематический план проекта.

Сентябрь

Диагностика знаний детей о профессиях

Выявить имеющиеся знания у детей по профессиям.

Беседа, обсуждение, опрос и т.п.

Книги, сюжетные картинки, иллюстрации.

«Профессии в детском саду»

Обогащать знания и представления детей о профессиях работников детских садов.

Экскурсии по детскому саду, беседы, просмотр презентаций по теме.

Моделирование сюжетно-ролевой игры «Детский сад».

Основные понятия: воспитатель, музыкальный руководитель, мед.сестра, прачка, повар, помощник воспитателя,  забота, любовь к детям и др..

Октябрь – Ноябрь

« Профессия – врач»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Цель: развивать умение совместно развёртывать игру, согласовывая свой игровой замысел с замыслами сверстников;

расширять кругозор; развивать разговорную речь; повышать уровень познавательной активности; формировать бережное отношение к своему здоровью; воспитывать уважительное отношение к профессиям врачей, медицинских сестёр.

Задачи:

Познавательное развитие:

-расширять и конкретизировать  представления о профессии врача;

-формировать реалистическое представление о профессии педиатра, окулиста и стоматолога;

-показать, какую роль играет зрение в жизни человека;

-активизировать мыслительные процессы.

Речевое развитие:

-формировать умение отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями;

-развивать связную, грамматически  правильную диалогическую и монологическую речь.

-расширять словарный запас детей: стетоскоп, шпатель, термометр, окулист, педиатр, стоматолог.

Социально коммуникативное развитие:

-через игровую деятельность.

-развивать умение ребёнка общаться и взаимодействовать с  взрослыми и сверстниками;

-формировать потребность в нравственном самосовершенствовании.

Физическое развитие:

-через физическую деятельность.

-формировать потребность в здоровом образе жизни;

-формировать умение бережно относиться к себе, соблюдать правила гигиены.

-прививать навыки профилактики и предупреждения вирусных инфекций;

-помочь осознать самоценность своей  жизни.

Материалы и оборудование: белые халаты и шапочки, оборудование для кабинетов (ширмы, фонендоскоп, бахилы, медицинские инструменты, бланки рецептов, страховой полис (на каждого ребёнка, тетради-карточки для больных.

Для «Аптеки»: коробочки и баночки из-под лекарств, шприцы, резиновые перчатки, бинт, вата, баночки для анализов…

Предварительная работа:

1. Экскурсия в медицинский кабинет детского сада.

2.Чтение художественных произведений: А. Л. Барто «Мы с Тамарой»; «Я лежу, болею…»

Г. П. Шалаева «Большая книга профессий» С. Я. Маршак «Прививка» Э. Э. Мошковская «Ангина» К. Я. Чуковский «Айболит»

3.Просмотр познавательных мультфильмов из серии: «Как правильно вести себя в поликлинике», «Если в доме больной».

4.Тематические беседы: «Как я с мамой ходил на приём к врачу», «Как я болел».

5. Дидактическая игра «Профессии»

6. Рассматривание иллюстраций, фотографий, медицинских работников, медицинского оборудования.

7.Беседы о работе:

 Педиатра, медицинских сестёр, окулиста , лора, лаборанта,фармацевта.

8. Рассматривание медицинских инструментов, препаратов.

9.Изготовление атрибутов к игре: карточек для пациентов; медицинских полисов; бланков для анализов, справок, рецептов.

10. Создание развивающей среды.

11. Книжки-раскраски «Больница».

Декабрь - Январь

«Профессия - строитель»

Интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

Цель: Формирование позитивного отношения к труду взрослых.

Задачи:

Познавательное развитие

- Углубить представления детей об окружающей действительности.

-Обогатить и уточнить представления о профессии строителя, о труде рабочих разных специальностей, о том, чтобы построить дом нужен чертеж, что чертежи делают в специальных учреждениях- конструктивных бюро инженеры – конструкторы, о том, что при строительстве дома необходимы люди следующих профессий: столяр, плотник, крановщик, маляр, паркетчик, сантехник.

Речевое развитие

- Обогатить словарь новыми словами: инженер-конструктор, инженерное бюро, монтажники, делать  кладку кирпичом, штукатурить.

- Продолжать использовать в речи синонимы, существительные с обобщающим значением: строитель, рабочий.

-Совершенствовать диалогическую речь.

-Закреплять умение отвечать на вопросы и задавать их. Воспитывать культуру общения.

Социально-коммуникативное развитие

-Воспитывать уважение к труду взрослых.

- Формировать позитивное отношение к труду строителя, показать важность данной профессии.

Материалы и оборудование: картинки или слайды с изображением строительных специальностей; ящик с настоящими строительными инструментами для демонстрации; выставка «Строительная техника»- игрушки: подъемный кран, трактор, самосвал, экскаватор, бетономешалка; раскраски с изображением зданий.

Предварительная работа:

- чтение художественной литературы: Д. Родари «Чем пахнут ремёсла?», Т. Домаренок «На стройке», В. Маяковский «Кем быть?»;

- беседа: «Как преобразился наш город»; рассматривание иллюстраций по теме «Современные здания»; беседа о труде взрослых;

- рассматривание окружающих детский сад зданий на прогулке;

- рассматривание иллюстраций о труде взрослых;

- разучивание пословиц и поговорок: «У лодыря Егорки всегда отговорки», «Кончил дело - гуляй смело» и др. ;

- сюжетно-ролевая игра «Мы - строители»;

- разучивание стихов на тему «Строительные специальности»

 

Февраль - Март

«Профессия полицейский».

Интеграция познавательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально коммуникативное развитие».

Цель: познакомить дошкольников с новой профессией полицейский его роли в обществе, формирование основ безопасности.

Задачи:

Познавательное развитие

-Закрепить у детей представления о профессии полицейский.

Речевое развитие

-Расширять активный словарь детей.

Физическое развитие

-Совершенствовать у детей моторные навыки.

 Социально коммуникативное развитие

Воспитывать умение внимательно слушать взрослого, воспитывать  дружеские  взаимоотношения  между  детьми.

Материалы и оборудование:

Полицейская форма, телефон, рации, пистолеты, «удостоверения», фотоаппарат, атрибуты для игры в «Магазин»- кассовый аппарат, весы, муляжи продуктов.

Предварительная работа:

- Рассматривание картинок, иллюстраций с изображениями профессии «Полицейский»;

- Прослушивание стихотворений на тему профессия «Полицейский»;

- Рассматривание атрибутов к профессии «Полицейский;

- Проведение познавательных бесед на тему: «Что я знаю о профессии родителей?»;

- Отгадывание загадок на тему профессия «Полицейский»;

- Проведение дидактических игр «Отгадай профессию», «Кем быть?».

Апрель - Май

«Профессия- парикмахер»

Интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Задачи:

Познавательное развитие

- воспитывать у детей уважение к труду взрослых, доброжелательное отношение к ним;

- расширять представления детей о профессиях, закрепить знания о профессии- «Парикмахер», инструментах, используемых в работе и значимости этой профессии в жизни людей;

-развивать зрительное восприятие, внимание, память, любознательность и мелкую моторику рук, дать детям знание о труде парикмахера, об его работе.

Социально-коммуникативное развитие

-продолжать развивать интерес к совместной деятельности детей на занятии.

Речевое развитие

- продолжать приобщать детей к словесному искусству внимательно слушать загадки и отгадывать их;

- чтение наизусть стихотворных текстов.

 «Все профессии нужны, все профессии важны»

Закрепить представления о разных профессиях, о значимости труда взрослых. Воспитывать уважение и любовь к труду взрослых.

Материалы и оборудование:

Иллюстрации с изображение профессией врача, учителя, швеи, повара, парикмахера; фотография кресла в парикмахерской. Образец поделки по теме «прически».

Предварительная работа:

-загадки об орудиях труда парикмахера.

-стихотворение А. Карамышева «Много есть профессий разных».

 -Беседы: «Кем бы вы хотели стать, когда вырастите?».

-Дидактические игры «Выбери правильно», «Профессии».

-игра-викторина «Все профессии нужны, все профессии важны».

III этап – заключительный: Обработка результатов реализации проекта; подведение итогов; игра-викторина «Все профессии нужны, все профессии важны»; оценка уровня знаний детей по тематике проекта.

Выводы: Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него. Реализация проекта ранней профессиональной ориентации дошкольников позволит расширить информированность наших воспитанников о профессиях, поможет сформировать у них образ «Я – профессионал» и обеспечит преемственность в рамках непрерывного образования.

Работа с родителями: Анкетирование родителей по теме «Что знают дети о профессиях своих родителей?»

Консультации для родителей «Знакомим малыша с профессиями взрослых», «Я бы в лётчики пошёл, пусть меня научат», «Все работы хороши, или знакомство детей с профессиями».

Помощь в организации экскурсии, подборе художественной литературы, иллюстраций.

Совместное изготовление с родителями альбома «Профессии родителей».

Участие родителей в мероприятиях, занятиях,

Результат: Обсуждение итогов, игра-викторина «Все профессии нужны, все профессии важны»; альбом «Профессии родителей».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Акция "Письмо солдату"

В младшей группе " Ромашка"была организована акция "Письмо солдату".  Цель акции: моральная и эмоциональная поддержка во...