ПРОЕКТ
по ранней профориентации
дошкольников
«В мире профессий»
Старшая группа
Тема: В мире профессий.
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
Вид проекта: коллективный.
Срок реализации проекта: долгосрочный
(сентябрь 2021 г. – май 2022 г.).
Участники проекта: дети старшей
группы, воспитатели группы, родители воспитанников.
Образовательные области: познавательное,
социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое
развитие.
Цель проекта: формирование у
дошкольников первоначальных знаний о профессиях и положительного отношения к
труду и профессиональному миру.
Задачи проекта:
1.формировать у детей обобщённые
представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в
трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами
трудовой деятельности;
2.воспитывать бережное отношение к труду и
его результатам;
3.помочь детям осознать важность,
необходимость и незаменимость каждой профессии;
4.формировать умения отражать в игровой и
продуктивной деятельности свои впечатления, знания;
5.обогащать РППС (сюжетно-ролевые игры,
дидактические игры, книжный материал, альбомы по конкретной профессии и т.д.)
специальным оборудованием и игровым материалом для знакомства с разными
профессиями;
6.использовать как реальные события, так и
виртуальные дидактические продукты (видеоролики, презентации, игры) для
изучения профессий;
7.привлечь родителей к проектной
деятельности.
Актуальность проекта: Дошкольное
учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно
в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти
элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе окружающих
взрослых, родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом
мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе.
Проблема: у детей
недостаточная информированность о разнообразии профессий, родители недостаточно
владеют информацией и уделяют внимание данной теме.
Формы взаимодействия по
проекту: Непосредственно образовательная деятельность, беседы, чтение детской
художественной, познавательной литературы, рассматривание картин и иллюстраций,
наблюдение за трудовыми процессами людей разных профессий, опыт
хозяйственно-бытового труда, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые
ситуации, экскурсии, викторины, выставки рисунков и поделок, родительские
встречи, анкетирование, консультации, акции.
Материально-технические
условия реализации проекта: Мультимедийная система, атрибуты для
игр, презентации, уголок ранней профориентации.
Методическое обеспечение
проекта: Учебно-методические пособия, дидактические пособия, демонстрационный
материал, картотеки «Стихи», «Загадки», «Беседы по ознакомлению детей с
профессиональной деятельностью», «Физкультминутки о профессиях», сценарии
викторин, детская художественная литература, детская познавательная литература.
Ресурсное обеспечение
проекта: Педагоги, родители.
Этапы реализации
проекта:
I этап –
подготовительный: Анкетирование родителей; оценка уровня знаний детей по тематике
проекта; обсуждение цели и задач с детьми и родителями; создание необходимых
условий для реализации проекта; подбор материала по теме проекта.
II этап – основной
(практический): Планирование видов деятельности, направленных на реализацию проекта;
разработка плана мероприятий; непосредственное поэтапное решение проблемы:
беседы, чтение художественной литературы, рассматривание картин и иллюстраций,
наблюдение за конкретными трудовыми процессами людей разных профессий,
сюжетно-ролевые игры, дидактические игры; разработка рекомендаций для
родителей; тематические выставки.
Примерный
тематический план проекта.
Сентябрь
Диагностика
знаний детей о профессиях
Выявить
имеющиеся знания у детей по профессиям.
Беседа,
обсуждение, опрос и т.п.
Книги,
сюжетные картинки, иллюстрации.
«Профессии
в детском саду»
Обогащать
знания и представления детей о профессиях работников детских садов.
Экскурсии
по детскому саду, беседы, просмотр презентаций по теме.
Моделирование
сюжетно-ролевой игры «Детский сад».
Основные
понятия: воспитатель, музыкальный руководитель, мед.сестра, прачка, повар,
помощник воспитателя, забота, любовь к
детям и др..
Октябрь – Ноябрь
« Профессия –
врач»
Интеграция
образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,
«Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое
развитие», «Физическое развитие».
Цель: развивать умение
совместно развёртывать игру, согласовывая свой игровой замысел с замыслами
сверстников;
расширять
кругозор; развивать разговорную речь; повышать уровень познавательной
активности; формировать бережное отношение к своему здоровью; воспитывать
уважительное отношение к профессиям врачей, медицинских сестёр.
Задачи:
Познавательное
развитие:
-расширять
и конкретизировать представления о
профессии врача;
-формировать
реалистическое представление о профессии педиатра, окулиста и стоматолога;
-показать,
какую роль играет зрение в жизни человека;
-активизировать
мыслительные процессы.
Речевое развитие:
-формировать
умение отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями;
-развивать
связную, грамматически правильную
диалогическую и монологическую речь.
-расширять
словарный запас детей: стетоскоп, шпатель, термометр, окулист, педиатр, стоматолог.
Социально
коммуникативное развитие:
-через игровую
деятельность.
-развивать
умение ребёнка общаться и взаимодействовать с
взрослыми и сверстниками;
-формировать
потребность в нравственном самосовершенствовании.
Физическое
развитие:
-через физическую
деятельность.
-формировать
потребность в здоровом образе жизни;
-формировать
умение бережно относиться к себе, соблюдать правила гигиены.
-прививать
навыки профилактики и предупреждения вирусных инфекций;
-помочь
осознать самоценность своей жизни.
Материалы и
оборудование:
белые халаты и шапочки, оборудование для кабинетов (ширмы, фонендоскоп, бахилы,
медицинские инструменты, бланки рецептов, страховой полис (на каждого ребёнка,
тетради-карточки для больных.
Для
«Аптеки»: коробочки и баночки из-под лекарств, шприцы, резиновые перчатки,
бинт, вата, баночки для анализов…
Предварительная
работа:
1.
Экскурсия в медицинский кабинет детского сада.
2.Чтение
художественных произведений: А. Л. Барто «Мы с Тамарой»; «Я лежу, болею…»
Г.
П. Шалаева «Большая книга профессий» С. Я. Маршак «Прививка» Э. Э. Мошковская
«Ангина» К. Я. Чуковский «Айболит»
3.Просмотр
познавательных мультфильмов из серии: «Как правильно вести себя в поликлинике»,
«Если в доме больной».
4.Тематические
беседы: «Как я с мамой ходил на приём к врачу», «Как я болел».
5.
Дидактическая игра «Профессии»
6.
Рассматривание иллюстраций, фотографий, медицинских работников, медицинского
оборудования.
7.Беседы
о работе:
Педиатра, медицинских сестёр, окулиста , лора,
лаборанта,фармацевта.
8.
Рассматривание медицинских инструментов, препаратов.
9.Изготовление
атрибутов к игре: карточек для пациентов; медицинских полисов; бланков для
анализов, справок, рецептов.
10.
Создание развивающей среды.
11.
Книжки-раскраски «Больница».
Декабрь - Январь
«Профессия -
строитель»
Интеграция
образовательных областей: «Познавательное
развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»,
«Речевое развитие».
Цель: Формирование
позитивного отношения к труду взрослых.
Задачи:
Познавательное развитие
-
Углубить представления детей об окружающей действительности.
-Обогатить
и уточнить представления о профессии строителя, о труде рабочих разных
специальностей, о том, чтобы построить дом нужен чертеж, что чертежи делают в
специальных учреждениях- конструктивных бюро инженеры – конструкторы, о том,
что при строительстве дома необходимы люди следующих профессий: столяр,
плотник, крановщик, маляр, паркетчик, сантехник.
Речевое развитие
-
Обогатить словарь новыми словами: инженер-конструктор, инженерное бюро,
монтажники, делать кладку кирпичом,
штукатурить.
-
Продолжать использовать в речи синонимы, существительные с обобщающим
значением: строитель, рабочий.
-Совершенствовать
диалогическую речь.
-Закреплять
умение отвечать на вопросы и задавать их. Воспитывать культуру общения.
Социально-коммуникативное
развитие
-Воспитывать
уважение к труду взрослых.
-
Формировать позитивное отношение к труду строителя, показать важность данной
профессии.
Материалы и
оборудование:
картинки или слайды с изображением строительных специальностей; ящик с
настоящими строительными инструментами для демонстрации; выставка «Строительная
техника»- игрушки: подъемный кран, трактор, самосвал, экскаватор,
бетономешалка; раскраски с изображением зданий.
Предварительная
работа:
-
чтение художественной литературы: Д. Родари «Чем пахнут ремёсла?», Т. Домаренок
«На стройке», В. Маяковский «Кем быть?»;
-
беседа: «Как преобразился наш город»; рассматривание иллюстраций по теме
«Современные здания»; беседа о труде взрослых;
-
рассматривание окружающих детский сад зданий на прогулке;
-
рассматривание иллюстраций о труде взрослых;
-
разучивание пословиц и поговорок: «У лодыря Егорки всегда отговорки», «Кончил
дело - гуляй смело» и др. ;
-
сюжетно-ролевая игра «Мы - строители»;
-
разучивание стихов на тему «Строительные специальности»
Февраль - Март
«Профессия
полицейский».
Интеграция
познавательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,
«Физическое развитие», «Социально ‑ коммуникативное
развитие».
Цель: познакомить
дошкольников с новой профессией полицейский его роли в обществе, формирование
основ безопасности.
Задачи:
Познавательное
развитие
-Закрепить
у детей представления о профессии полицейский.
Речевое развитие
-Расширять
активный словарь детей.
Физическое
развитие
-Совершенствовать
у детей моторные навыки.
Социально
‑ коммуникативное развитие
Воспитывать
умение внимательно слушать взрослого, воспитывать дружеские взаимоотношения между
детьми.
Материалы и оборудование:
Полицейская
форма, телефон, рации, пистолеты, «удостоверения», фотоаппарат, атрибуты для
игры в «Магазин»- кассовый аппарат, весы, муляжи продуктов.
Предварительная
работа:
-
Рассматривание картинок, иллюстраций с изображениями профессии «Полицейский»;
-
Прослушивание стихотворений на тему профессия «Полицейский»;
-
Рассматривание атрибутов к профессии «Полицейский;
-
Проведение познавательных бесед на тему: «Что я знаю о профессии родителей?»;
-
Отгадывание загадок на тему профессия «Полицейский»;
-
Проведение дидактических игр «Отгадай профессию», «Кем быть?».
Апрель - Май
«Профессия-
парикмахер»
Интеграции
образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное
развитие», «Речевое развитие».
Задачи:
Познавательное развитие
-
воспитывать у детей уважение к труду взрослых, доброжелательное отношение к
ним;
-
расширять представления детей о профессиях, закрепить знания о профессии-
«Парикмахер», инструментах, используемых в работе и значимости этой профессии в
жизни людей;
-развивать
зрительное восприятие, внимание, память, любознательность и мелкую моторику
рук, дать детям знание о труде парикмахера, об его работе.
Социально-коммуникативное
развитие
-продолжать
развивать интерес к совместной деятельности детей на занятии.
Речевое развитие
-
продолжать приобщать детей к словесному искусству внимательно слушать загадки и
отгадывать их;
-
чтение наизусть стихотворных текстов.
«Все профессии нужны, все профессии важны»
Закрепить
представления о разных профессиях, о значимости труда взрослых. Воспитывать
уважение и любовь к труду взрослых.
Материалы и оборудование:
Иллюстрации с изображение профессией
врача, учителя, швеи, повара, парикмахера; фотография кресла в парикмахерской.
Образец поделки по теме «прически».
Предварительная
работа:
-загадки
об орудиях труда парикмахера.
-стихотворение А. Карамышева «Много есть
профессий разных».
-Беседы: «Кем бы вы хотели стать, когда вырастите?».
-Дидактические игры «Выбери правильно», «Профессии».
-игра-викторина
«Все профессии нужны, все профессии важны».
III этап –
заключительный: Обработка результатов реализации проекта; подведение итогов;
игра-викторина «Все профессии нужны, все профессии важны»; оценка уровня знаний
детей по тематике проекта.
Выводы: Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем
этот мир ярче и привлекательнее для него. Реализация проекта ранней
профессиональной ориентации дошкольников позволит расширить информированность
наших воспитанников о профессиях, поможет сформировать у них образ «Я –
профессионал» и обеспечит преемственность в рамках непрерывного образования.
Работа
с родителями: Анкетирование родителей по теме «Что знают дети о профессиях
своих родителей?»
Консультации
для родителей «Знакомим малыша с профессиями взрослых», «Я бы в лётчики пошёл,
пусть меня научат», «Все работы хороши, или знакомство детей с профессиями».
Помощь
в организации экскурсии, подборе художественной литературы, иллюстраций.
Совместное
изготовление с родителями альбома «Профессии родителей».
Участие
родителей в мероприятиях, занятиях,
Результат:
Обсуждение итогов, игра-викторина «Все профессии нужны, все профессии важны»;
альбом «Профессии родителей».
Комментариев нет:
Отправить комментарий